УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТИХОРЕЦК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ
(от школьного туристского кружка
к профильному туристско-краеведческому
лагерю)
Автор: почетный работник общего
образования России, учитель
географии высшей категории
МОУ СОШ №2 МО г. Тихорецк
Оганесян Наталья Юрьевна
г.Тихорецк ул.Луговая 21
Тихорецк 2007
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
3 |
|||
1. Этапы становления…………………………………………………...………. |
4 |
|||
1.1 |
Туристско-краеведческий кружок «Неизведанная Кубань»………..…. |
4 |
||
1.2 |
Туристско-краеведческий клуб «Неизведанная Кубань»…………...…. |
5 |
||
1.3 |
Научное общество учеников «Кубановед» при клубе «Неизведанная
Кубань».…………………………………………………………………… |
7 |
||
2. Профильный туристско-краеведческий лагерь «Пилигрим», как
составная часть клуба «Неизведанная Кубань»……………………………….. |
9 |
|||
Заключение………………………………………………………………… |
12 |
|||
Приложение 1.
Опорные схемы «Геоположение края», «Рельеф края»………………………………………………………………………... |
14 |
|||
Приложение 2.
Учетная карточка экскурсионного объекта……….…… |
17 |
|||
Приложение 3.
Рекомендуемые походы и экскурсии для практических занятий к разделу «История
Кубани»……………………………………. |
19 |
|||
Приложение 4. Программа профильного туристско-краеведческого лагеря «Пилигрим» средней
общеобразовательной школы №2 г. Тихорецка на 2007
г…………………………………………………….. |
21 |
Введение
В работе обобщен 15-летний
опыт работы автора по данной теме.
Главная цель работы – систематизация собранного
методического материала и анализ различных форм и методов краеведческой работы,
позволяющих получить высокие результаты в курсе учебной программы изучения
Краснодарского края.
Основная задача работы заключается в обеспечении
использования данных материалов в практической деятельности, как начинающими,
так и опытными организаторами туристско-краеведческой и экологической работы.
Структура работы
представлена отдельными главами, составленными поэтапно, в тесной связи с
вехами развития туризма и краеведения в СОШ №2 г. Тихорецка: от небольшого
краеведческого кружка до профильного туристско-краеведческого лагеря, а
впоследствии и массового увлечения туризмом и краеведением в рамках всей школы.
В работе использованы
снимки с Интернет-портала Google Earth (http://earth.google.com)
1 Этапы становления.
1.1 Туристско-краеведческий
кружок «Неизведанная Кубань»
Туристско-краеведческий
кружок СОШ №2 был образован в 1991 году. В то время не было ни программ, ни
учебников по краеведению, ни тем более курса «Кубановедение».
Работа кружка была
направлена на комплексное изучение истории, культуры и географии Краснодарского
края.
Поэтому, когда возник
вопрос о кружке, первым шагом автора было составление программы кружка, которую
утвердили на МО учителей географии г.Тихорецка и единогласно взяли за основу
при изучении регионального компонента на уроках географии.
Программа включает в себя
три раздела:
1. «История
Краснодарского края»
2. «Физическая география
Краснодарского края »
3. «Экономическая
география Краснодарского края»
Кроме теоретических
занятий в программу включены и практические занятия, которые предусматривают
экскурсии и туристские походы к интересным и уникальным объектам природы и
истории края с их описанием, сбор образцов горных пород, почв, гербариев, что
позволяет сделать процесс изучения курса более интересным. (Приложение 1.)
В любом деле самое трудное – это первые шаги. В городе Тихорецке
ни одна школа не занималась в то время туристско-краеведческим направлением,
т.к. произошла естественная смена поколения учителей.
В настоящее время почти в
каждой школе действуют туристско-краеведческие кружки. За первый год ребята
открывали для себя особенности природы и истории края. Разработанные опорные схемы (Приложение
2.) по географии края помогали ребятам изучать теоретически, а еженедельные
экскурсии и ежемесячные походы выходного дня, практически природу родного района и края. Данная программа до сих пор
используется в работе краеведческих кружков и факультативов.
1.2 Туристско-
краеведческий клуб «Неизведанная Кубань»
В 1992-1993 учебном году кружок
был преобразован в клуб, т.к. после летнего пятидневного похода по маршруту: ст. Афапостик – ст. Фанагорийская – ст.
Долина Очарования – Дантово Ущелье – г. Горячий Ключ возникла необходимость выделения
дополнительных часов на отработку техники пешеходного туризма и на изучение
спортивного ориентирования.
В результате возникли три
направления работы: туристская техника (рук. Деревянко Н.Г., Бородач А.В.),
спортивное ориентирование (рук. Оганесян Н.Ю.) и краеведение (рук. Оганесян
Н.Ю.). Еще позже возникла секция альпинизма (рук. Акишин А.А.). В связи с этим появилась
необходимость написания новой программы, которая неоднократно дополнялась и
изменялась, и в настоящее время включает в себя все виды и направления работы
клуба (Приложение 4).
В работе клуба сочетаются
индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Наиболее ценным, на мой
взгляд, является обучение учениками третьего
года обучения учеников второго года обучения, а учениками второго года обучения
учеников первого года обучения.
Одной из форм работы клуба
стали традиционные школьные туристско-краеведческие слеты и соревнования по
туристской технике для старших классов. Часто эти мероприятия и занятия клуба
становятся открытыми для директоров, заместителей директоров и учителей
географии школ города.
Методы, которые
применяются в данной работе, направлены на развитие творческих и индивидуальных
способностей учащихся, а также самостоятельности, умения принимать верные решения
в экстремальных ситуациях.
Каждый раздел программы
завершается зачетным занятием или соревнованиями по возрастным группам. В конце
года совершается спортивный многодневный поход с выполнением разрядных
нормативов.
Во время походов и
экскурсий ребята собирают образцы горных пород, почв, гербариев. После каждого
похода ребята составляют описание объектов природы и истории края,
пополняют школьный краеведческий уголок,
в витринах которого помещены гербарии и горные породы, слагающие территорию края
по классификации, отдельно расположены находки времен Великой Отечественной
войны.
Руководители клуба не
могут охватить всех желающих посещать клуб, поэтому в своей работе мы
используем такую форму массового туризма, как походы выходного дня для всех желающих.
В зависимости от физической подготовленности учащихся, предлагаются маршруты от
самых простых до более сложных.
1.3 Научное общество учеников «Кубановед»
при клубе «Неизведанная Кубань»
За годы работы клуба был
собран богатый материал по уникальным
объектам природы и истории Кубани. В связи с этим возникла необходимость
систематизации и детального изучения
отдельных объектов.
С этой целью в 2000 году было
создано Научное Общество Учеников (НОУ) «Краевед» переименованное в 2004 году
в НОУ «Кубановед», которое объединило
всех желающих заниматься научно – исследовательской работой и практическим краеведением.
Членами НОУ составлены
цели и задачи, план работы на учебный год. Заседания Научного Общества
проводятся один раз в месяц, но во время подготовки к предметным олимпиадам, научно – практическим
конференциям заседания и консультации
проводятся ежедневно. В связи с этим различаются формы и методы проведения
заседаний и занятий.
Поскольку НОУ возникло на
основе клуба «Неизведанная Кубань», то первой
задачей ребят была систематизация
накопленного материала об изученных природных объектах, согласно
рекомендаций КрайСЮТУР составлены учетные карточки данных объектов, проведена
классификация образцов горных пород собранных в походах (Приложение 4).
Вслед за систематизацией,
у ребят появилась, потребность поделится
теми знаниями, которыми они овладели. Так возникла еще одна форма работы –
лекционная, т.е. созданы лекторские группы НОУ, которые рассказывали младшим
школьникам о природе и истории Краснодарского края, об отдельных уникальных
объектах.
Одной из наиболее
результативных форм работы НОУ является участие учащихся в предметных
олимпиадах и краевой олимпиаде по краеведению, после которых обязательно
проводится разбор заданий и блиц-викторины.
Все формы работы
направлены на развитие у ребят познавательной деятельности, но наиболее важную
роль в работе НОУ играет форма работы направленная на исследовательскую
деятельность. Ежегодно ребята успешно принимают участие в научно-практических
конференциях Малой Сельскохозяйственной Академии Кубани, КрайСЮТУР, Малой
Академии Наук «Эврика» по направлениям: экология, география, история Кубани и
города Тихорецка. Приведу примеры некоторых тем 2005-2006 гг: «Антропогенные
факторы в формировании рельефа г. Тихорецка и Тихорецкого района» – автор
Пирожок Оксана (рук. Бутова В.В.); «Роль добычи полезных ископаемых в
формировании рельефа г. Тихорецка и Тихорецкого района» – автор Пирожок Оксана
(рук. Бутова В.В.); «Боевой путь выпускника МОУ СОШ №2 генерал – майора Н.Н. Гришина»
– автор Оганесян Владимир (рук. Оганесян Н.Ю.); «Состояние и охрана атмосферы
МО г. Тихорецк» – автор Неиленко Дмитрий (рук. Оганесян Н.Ю.).
Члены НОУ принимают
участие не только в краеведческих конференциях, но и в конкурсах и проектах более
крупного масштаба. В 2005 -2006 гг. ребята получили благодарность от
Уполномоченного по правам человека по Краснодарскому краю за участие в проекте
«Права человека глазами детей».
Члены НОУ «Кубановед»,
как и члены клуба «Неизведанная Кубань» являются постоянными участниками городских
и зональных семинаров директоров, зам. директоров, педагогов дополнительного
образования, учителей географии.
2. Профильный
туристско-краеведческий лагерь «Пилигрим»,
как составная часть
клуба «Неизведанная Кубань»
Учитывая большой интерес
учащихся к практическому изучению края, возникла необходимость открытия летнего
профильного туристско-краеведческого лагеря, который способствует закреплению
на практике изученного за учебный год. Программа лагеря была составлена на
основе программы клуба с акцентом на практику и вовлечение новых членов клуба.
Впервые лагерь начал
работать в 2000 году. Количество учащихся от 40 до 90 человек. С 2003 года
программа летнего лагеря становилась призером краевого конкурса авторских программ
летних профильных лагерей. В текущем году программа вновь направлена на конкурс
2007 года. (Приложение 5)
Структура лагеря
повторяет структуру клуба. Работа ведется по направлениям: краеведение, техника
пешеходного туризма, спортивное ориентирование, специальная подготовка,
материально-техническая база.
В работе лагеря
применяются различные формы и методы занятий: занятия-лекции, занятия-конкурсы,
занятия-зачеты, соревнования по ориентированию и технике пешеходного туризма по
возрастным группам. Теоретический материал сочетается с навыками его практического
применения. Кроме учителей в работе
лагеря принимают участие инструктора из числа старших учащихся, которые
помогают младшим осваивать «туристскую грамоту», принимают зачеты, развивая и совершенствуя
свои организаторские способности.
Каждую неделю совершаются
тренировочные походы или экскурсии, а в
заключении проводится зачетный поход,
который полностью ребята
разрабатывают самостоятельно, начиная от маршрута и заканчивая меню –
раскладкой и необходимым снаряжением. Разумеется,
все разработки проходят тщательную проверку сначала старшими ребятами, а затем
руководителем или инструктором лагеря. В новом учебном году все участники
лагеря продолжают занятия в клубе «Неизведанная Кубань».
Результаты работы клуба за 2005-2006
учебный годы приведены в таблице.
Год |
Наименование соревнований,
конкурсов, походов. |
Место проведения |
Результат |
|
2 год обучения |
3 год обучения |
|||
2005 |
Туристско-краеведческие соревнования «Лето 2005»: Краеведение Туристские навыки Топография Туристские конкурсы Конкурс туристских эмблем Конкурс туристских газет Краеведческая олимпиада «Природа Кубани» |
ст.Шапсугская Абинского района г. Краснодар |
3 место 1 место 3 место 2 место Победители 1 тура |
3 место 1 место 1 место 2 место 3 место 2 место 2 место Победители 1 тура |
2006 |
Эколого-краеведческая экспедиция
«Лесные фантазеры» Краеведческая олимпиада «Природа
Кубани» |
Геленджикский район г. Краснодар |
3 место Победители 1 тура |
3 место 2 место (блиц-викторина) |
Кроме летних соревнований члены клуба
принимают участие в краевых соревнованиях по туристской технике: 2006 год –
2место, 3-й юношеский разряд; по спортивному ориентированию – 2-ой и 3-й
юношеские разряды. Ежегодно совершают учебно-тренировочные и спортивные походы
с выполнением 1-го и 2-го юношеских разрядов.
Три члена клуба в 2004
получили свидетельство о присвоении звания «Юный спасатель России». По всем
достижениям имеются свидетельства, грамоты, зачетные разрядные книжки.
Заключение
В заключение можно
порекомендовать начинающим коллегам и опытным педагогам основные методы ведения
туристско-краеведческой работы. На мой взгляд, работа должна проводиться именно
комплексная. Если вы будете только ходить в походы, не систематизируя и не
описывая уведенное, то это будет созерцательный туризм, который на первом этапе
имеет право на существование, но в дальнейшем он должен перерасти в научное
познание природы и истории края. И, наоборот, если вы решите заниматься только
научной деятельностью, то вы превратитесь в библиотечных работников, а
практического изучения природы не будет. Поэтому только в союзе теории и
практики, используя различные формы и методы работы, можно достигнуть высоких
результатов обучения.
С рекомендуемыми походами к разделу
«История Кубани» можно ознакомиться в приложении 3.
Приложение 1
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ
|
43о 36о30’ - 41о45’
в. д. |
КРАЙНИЕ ТОЧКИ:
С
– х.Молчановка (Щербиновский район)
Ю – с.Веселое,
р. Псоу (Адлерский район)
З
– Коса Чушка, м.Тузла
В
– х.Зеленчук –Мостовой(Отрадненский)
Схема пограничных
территорий
АЗОВСКОЕ
МОРЕ
СТАВРО-
ПОЛЬСКИЙ
КРАЙ
С
З В
Г.ЦАХВОА (3345)
Ю
Приложение 2
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА
ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА
РЕКА ТИХОНЬКАЯ
Тихорецкий район.
Карточку составил:
Оганесян Владимир
ученик 8 «А» класса
СОШ №2 г.Тихорецка
Название реки
до сих пор вызывает горячие споры у краеведов. Как называть правильно Тихая или
Тихонькая. Одна сторона ссылается на справку из краевого госархива «Станция
Тихорецкая устроена в 1829 году при реке Тихой». Однако существует и другой
архивный документ от 04.07.1795г., при размежевании Черноморского и Донского казачьих войск
называлась войсковая межа «при речке Челбаской … прямой линией через речки
Тихонькую, Терновскую, повыше селения Калниболотского». Мы отдаем предпочтение
первейшему источнику и называем реку Тихонькой.
Происхождение
названия также имеет две версии: первая
версия основана на легенде: «После разгрома хазар на Волге (Х в.) шел
Святослав с дружиной якобы на Кубанских алан и касогов через нашу степь. И так
ему понравилась тихая речка, что дал он команду стать на отдых. А сам поднялся
на курган, расстелил свой плащ и лег на вершине. Смотрел на костры лагеря, на
маленькую речку и степные дали и размышлял… И, якобы, дал речке имя Тихонькой».
В подтверждение этой версии приводятся найденные в 1967 году, в Тихорецком
районе, 3 железных наконечника,
датированные по таблицам археологии СССР «Древняя Русь» как южнорусские
(Х нач. ХI в.)
Вторая версия: когда в конце ХУ111 века Прикубанские земли
заселили казаки и русские поселенцы река была полноводная, чистая, так как
после дождей вода стекала по берегам, поросшим дерном и кустарником и река не
заиливалась. Благодаря своему спокойному течению жители назвали ее Тихонькой.
Река
Тихонькая берет свое начало из балочных речек Крутенька, за ней Косиново в северо
– восточной части Тихорецкого района и течет сначала на северо – запад до
бригады №6 АО «Фаста»,где она поворачивает на запад, далее через ст.Фастовецкую
(первоначально Тихорецкую), огибает хутор Криницу, меняя направление на северо
– западное, и, принимая справа приток, реку Сухонькую у ст. Новолеушковской
Павловского района течет то теряясь в камышах и низинах, то разливаясь прудами
к границе Павловского и Ленинградского районов и впадает в реку Челбас. Таким
образом, река Тихонькая относится к бассейну реки Челбас, являясь одним из ее
крупных правобережных притоков.
Длина реки
1. Газета «Тихорецкие вести»
от 24.03.1994 г. (стр.4)
2. Гаврилов В.Л. – схема р. Тихонькой
Приложение
3
Рекомендуемые походы и экскурсии для
практических
занятий к разделу «История Кубани».
ст.Абадзехская – ранненеолитическая
стоянка.
г.Анапа – раскопки древнего города
Горгиппии
с.Аибга – древние медеплавильные
печи, сооруженные во 2 в. до н.э.
п.Аштырь – стоянка периода среднего
палеолита
п.Аше – дольмены.
ст.Баракаевская – дольмены.
ст.Владимирская – древнее городище.
п.Верхнебаканский городище, Ногай –
Кале.
с.Воронцовка – неолитическая стоянка,
пещера.
г.Геленджик – дольмены.
п.Головинка – остатки крепостных
сооружений
п.Гузерипль – дольмены.
ст.Даховская – дольмены, стоянка
первобытного человека.
ст.Елизаветинская – Елизаветинское
городище
п.Ильич – Ильичевское городище
(античный период).
п.Каменомостский – «мешоко» -
поселение периода майкопской культуры п.Красная поляна – развалины античной
крепости
п.Красноалександровский – дольмены.
с.Красногвардейское – могильник.
ст.Кужорская - могильник
С.Лазаревское – дольмен-монолит.
ст.Некрасовская – древнее городище
ст.Новоджеремиевская – городище
раннескифского времени.
г.Приморско – Ахтарск – городище и «Мертвый редант»
п.Пшада – дольмен
п.Сенной – городище Фанагория
ст.Советская – городище
ст.Тамань – городище Гермонасса / 6
в. до н.э./, городище Тмутаракань
г.Темрюк – погребения эпохи бронзы
г. Усть – Лабинск – городище
ст.Фантановская – городище
г.Хадыженск – дольмен
п.Хоста – развалины средневековой
крепости
п.Чекан – семибратское городише
г.Краснодар –
историко-археологический музей «По партизанским тропам Кубани»
г.Краснодар ст. Крепостная – пос. Планческая
Щель – пер Красный – хр.
Партизанский – Пшада –
скалы.Монастырь – пос. Возрождения -г.Геленджик
п.Афипский-памятник героям СССР братьям Г.П и Е.П. Игнатовым
Гойтхский перевал – памятник-обелиск
воинам погибшим при обороне Кавказа( 1942-
ст.Днепровская – мемориал легендарной
семьи Степановых
п.Красная Поляна – обелиск Славы
воинам, отстаивавшим подступы к Черному морю
г. Крымск – памятник «Сопка героев»
ст. Кущевская – монумент в честь 4-го
гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса
Лагерь «Холодный» – памятник
защитникам перевала Псеашхо в годы ВОВ
Марьина роща – штаб 18-ой армии,
землянка командующего 18-ой армией
К.И. Леселидзе и начальника
политотдела Л.И. Брежнева
г.Новороссийск – мемориальный
комплекс на Малой Земле
п.Пересыпь – памятник летчикам 46-
го женского гвардейского авиаполка
ст.Пятигорская – памятник воинам 30-й
Иркутской дивизии погибшим в годы ВОВ
Гора Семашко – мемориал погибшим в
годы ВОВ
Гора Индюшка – обелиск погибшим
Приложение 4
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МОУ
средняя общеобразовательная
школа №2 МО г. Тихорецк
от __________ № _______
2007 год
Настоящая
программа «ТУРИЗМ» носит оздоровительно - образовательный характер, направлена на раскрытие
индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию
интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся, овладение
туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе,
самостоятельно подготовить и провести категорийный поход, изучение природы и
истории края, знакомство с духовным наследием и Святыми местами Кубани.
Программа
предназначена для педагогов, работающих со школьниками, имеющими медицинский допуск
к занятиям туризмом. Содержание программы реализуется в течение одной профильной смены туристского лагеря: 4 недели
по 30 учебных часов (10 ч. – теория, 20 ч. – практика).
За
смену проводится 9 однодневных походов, 3 экскурсии к Святым местам Кубани. Завершается смена
степенным или категорийным походом.
Программа реализуется в
несколько этапов:
1 год обучения:
-
освоение
учащимися основ туризма: безопасность проведения походов, снаряжение,
организация походов, основы техники пешеходного туризма;
-
знакомство со
всеми функциональными обязанностями участника похода;
-
практическое
применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода;
-
освоение основ
топографии;
-
изучение природы
и истории Кубани
2 год обучения:
-
качественное
освоение конкретной функциональной обязанности участников походов;
-
совершенствование
навыков первого образовательного этапа.
3 год обучения:
-
освоение смежных,
а далее – всех функциональных обязанностей;
-
самостоятельная
разработка, подготовка и проведение степенного (категорийного) похода;
-
совершенствование
навыков второго образовательного этапа.
Цели программы:
- воспитание патриотизма и любви к Родине;
- возрождение духовности;
-
обеспечение развития личности каждого ребёнка в
коллективе;
-
обеспечение
занятости учащихся ;
-
оздоровление
учащихся;
-
создание условий
для качественного освоения каждым участником туристских навыков, для успешного
развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.
Задачи программы:
- изучить
историю и природу Кубани;
-
приобщить учащихся к православным Святыням Кубани;
-
раскрыть
индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в
процессе коллективной деятельности;
-
воспитать
творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность;
-
обеспечить
освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения
категорийного похода.
Для реализации задач необходимо:
-
наличие
квалифицированных педагогов, владеющих прикладной психологией, имеющих
туристический опыт, позволяющий проводить степенные и категорийные походы 1-2
категории сложности;
-
возможности
работы с группой в режиме: 10 ч. теории и 20 часов практики в неделю;
-
состояние
здоровья детей должно соответствовать возможностям участия в степенных и
категорийных походах;
-
возможность
сочетать коллективные, групповые, индивидуальные теоретические и практические
занятия;
-
наличие
материального оснащения, необходимого для проведения категорийных походов и
участия в соревнованиях по технике туризма и ориентированию.
Концепции программы:
- оздоровление учащихся в процессе
практических занятий (ОФП);
- повышение духовной культуры учащихся;
- развитие индивидуальных
психологических качеств ребёнка в
процессе коллективной деятельности в сфере спортивного
туризма и краеведения;
- изучение истории, географии и
экологии Краснодарского края по
авторской программе.
На каждом этапе реализации программы педагог
может использовать самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально
эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы
педагог выбирает согласно составу данной группы, её обученности, личностным возможностям.
Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед,
лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные материалы. Необходимо
сочетать теорию с практикой: полевые занятия, семинары - практикумы,
творческие, экспериментальные, практические работы на местности.
Требования к знаниям и
умениям по годам обучения
Закончив первый год обучения, учащийся должен:
знать:
-
требования
техники безопасности в походе;
-
общие подходы к
организации и проведению походов;
-
способы
профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой
доврачебной помощи;
-
перечень
группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
-
правила
приготовления пищи;
-
правила
обустройства бивуака;
-
нормы личной и
общественной гигиены, экологические требования к группе;
-
историю,
географию, экологию и биологию Краснодарского края;
-
основы топографии
и ориентирования;
-
значение и правила применение узлов.
уметь:
-
применять
указанные знания на практике;
-
ориентироваться
на местности при помощи карты и компаса;
-
пользоваться
примусами; разжигать костер
-
выполнять общие
обязанности участника похода;
-
обустраивать
бивуак;
-
завязывать 10
узлов;
-
выполнять
отдельные элементы техники пешеходного туризма;
-
оказывать первую
медицинскую помощь при легкой степени повреждения;
-
выполнять
площадную топосъемку.
Закончив второй год обучения, учащийся должен:
знать:
-
функции всех
участников на всех этапах подготовки и проведения похода;
-
правила
психологии общения в походе;
уметь:
-
выполнять функции
нескольких участников похода (не менее 3-х);
-
выполнить «свой
раздел отчёта о походе;
-
выполнять все
операции походного быта;
-
участвовать на
всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
-
обеспечивать
индивидуальную страховку и групповую безопасность;
-
самостоятельно
ориентироваться на местности;
-
оказывать первую
медицинскую помощь при средней степени повреждения;
-
завязывать 15
узлов;
-
выполнять съемку
местности.
Закончив третий год обучения, учащийся должен:
знать:
-
алгоритм
подготовки похода;
- «Рекомендации участникам
туристических походов»
уметь:
-
оказывать первую
доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;
-
выполнять функции
любого участника похода;
-
самостоятельно
подготовить и провести многодневный поход;
-
составлять отчёт
о походе;
-
корректировать
карту;
-
свободно
ориентироваться на природе;
-
свободно
проходить все этапы соревнований по технике туризма с самонаведением и снятием перил;
- вносить
изменения в «Рекомендации участникам туристических
походов»
Более подробный перечень требований руководитель
устанавливает для каждой конкретной группы.
Три раза в смену преподаватель оценивает уровень
развития коллектива (коэффициент групповой сплочённости, социометрия) и каждого
учащегося.
Каждую неделю преподаватели проводят зачетные занятия
по направлениям программы.
Результаты работы на каждом этапе определяются
степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий
успешности определяется результатом участия объединения в соревнованиях
краевого и городского ранга, а также личными зачётными соревнованиями
объединения по ориентированию, технике туризма, быта и другим вопросам
содержания программы. Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты
индивидуального психологического роста.
Далее приводятся основные разделы программы, их
содержание по годам обучения.
Распределение по часам осуществляет руководитель в
зависимости от конкретных условий работы, особенностей группы.
Представляем рекомендуемый учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество учебных часов |
||
тео-рия |
прак-тика |
всего |
||
1 год
обучения |
||||
1 2 3 4 5 6 7 |
Введение Ориентирование на местности Техника пешеходного туризма Материально-техническая база похода Здоровье участников похода Кубановедение Поход зачетный |
1ч. 5ч. 8ч. 4ч. 8ч. 10ч. 4ч. |
1ч. 8ч. 28ч. 4ч. 15ч. 10ч. 24ч. |
2ч. 13ч. 36ч. 8ч. 23ч. 20ч. 28ч. |
Итого |
40ч. |
80ч. |
120ч |
|
2 год
обучения |
||||
1 2 3 4 5 6 7 |
Введение Ориентирование на местности Техника пешеходного туризма Материально-техническая база похода Специальная подготовка Кубановедение Поход зачетный |
1ч. 4ч. 6ч. 3ч. 4ч. 8ч. 4ч. |
1ч. 10ч. 30ч. 3ч. 4ч. 10ч. 32ч. |
2ч. 14ч. 36ч. 6ч. 8ч. 18ч. 36ч. |
Итого |
30ч. |
90ч. |
120ч |
|
3 год
обучения |
||||
1 2 3 4 5 6 7 |
Введение Ориентирование на местности Техника пешеходного туризма Материально-техническая база похода Специальная подготовка Кубановедение Поход зачетный |
1ч. 3ч. 6ч. 2ч. 2ч. 6ч. 4ч. |
1ч. 9ч. 32ч. 2ч. 4ч. 8ч. 40ч. |
2ч. 12ч. 38ч. 4ч. 6ч. 14ч. 44ч. |
Итого |
24ч |
96ч. |
120ч |
|
Итого за 3 года обучения |
94ч. |
266ч. |
360ч |
ПЕРВЫЙ ГОД
ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Организация
набора группы. Общие вопросы организации работы, традиции профильного
туристско-краеведческого лагеря. Условия участия в походах. Требования к
участникам. Задачи. Перспективы работы туристско-краеведческого лагеря.
Положение о походе. Родительское собрание.
Инструктаж
по технике безопасности. Исследование индивидуальных психологических
особенностей учащихся.Общие сведения о подготовке и проведении походов.
Практика:
отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок.
Ориентирование на местности.
Понятие
о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Способы
определения расстояний до недоступных объектов. Особенности изображения
местности на картах спортивного ориентирования. Компас. Азимуты – прямой и
обратный. Определение азимута по карте и на местности. Способы изображения
рельефа на топокартах и картах спортивного ориентирования. Правила
ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам.
Способы составления топокарт. Правила проведения туристических соревнований –
ориентировочные этапы.
Практика:
а) Камеральная:
- чтение и изображение топознаков;
- расчёт расстояний по карте с помощью
линейки, курвиметра, нитки,
линий сетки;
- определение азимутов по карте;
- определение по карте высот точек,
превышения, крутизны склонов
с помощью
горизонталей;
- разработка маршрута 2-3-х дневного
похода.
б) Полевая:
- ориентирование по спортивным картам;
- определение азимутов объектов и
объектов по азимуту;
- движение по азимуту;
- определение точки стояния по карте и
на местности, расстояний
«на
глаз» и шагами;
- площадная топосъёмка;
- ориентирование по легенде, в заданном
направлении, на
маркированной дистанции, по обозначенному на карте маршруту,
по
заданному азимуту.
в) конкурс топографов.
г)
соревнование по спортивному
ориентированию «Супер-Спринт»
группа МЖ 10-12.
Техника пешеходного туризма.
Основные приёмы страховки. Узлы –
классификация по использованию.
Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины.
Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практика:
а) Камеральная:
-
вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический,
шкотовый; булинь, 2-ой булинь;
встречный; простой проводник,
«двойной проводник», «восьмёрка»;
«прусик», карабинный; удавка,
стремя;
-
надевание страховочной системы на время.
б) Полевая:
-
отработка элементов техники пешеходного туризма: подъём и спуск
по склону спортивным способом;
-
траверс склона по перилам, движение по параллельным верёвкам;
-
преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по
бревну с перилами и с шестом,
броды;
-
переправа болота по кладям и кочкам;
-
траверс склона с альпенштоком;
-
прохождение туристической полосы препятствий.
в)
соревнование по технике
пешеходного туризма I класс
дистанции.
Материально-техническая база похода.
Личное снаряжение.
Основные
функции снаряженца. Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача,
приёмка. Функции зампотеха.
Основные функции завхоза. Организация
питания в походах разной продолжительности. Правила приготовления походных
блюд. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Состыковка по весу
снаряжения и питания.
Практика:
-
ремонт снаряжения;
-
составление меню и раскладки продуктов для 2-3-дневного похода;
-
распределение веса на маршрут.
Здоровье участников похода.
Нормы
личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования.
Эколого-краеведческая работа в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав
и хранение. Типичные травмы в походе и их профилактика. Оказание первой
доврачебной помощи при простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах,
потёртостях, ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего.
Практика:
-
выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной
помощи при условной травме;
-
транспортировка пострадавшего по слабопересечённой местности;
- конкурс по оказанию первой
доврачебной помощи.
Кубановедение.
Организация
краеведческих наблюдений в походе. Метеорологические измерения и наблюдения за
погодой Краснодарского края. Наблюдения за водоёмами Кубани. Фенологические
наблюдения. Экологические наблюдения.
Викторина «Знаешь ли ты свой край?».
Практика:
Экскурсия
к источнику Святого Пророка Илии.( ст.Березанская);
Однодневный
поход по Тихорецкому району: г.Тихорецк – х. Красный Октябрь – р.Челбас –
г.Тихорецк;
Зачетный
2-х дневный поход по Тихорецкому району:
г. Тихорецк – ст.Шохры – карьер ст. Алексеевская – г.Тихорецк.
ВТОРОЙ ГОД
ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Инструктаж
по технике безопасности. Итоги летнего похода. Выполнение отчёта о летнем
походе.
Определение перспектив
работы ПТЛ.
Ориентирование на местности.
Определение расстояний на карте. Условные
знаки спортивных карт. Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные,
линейные и площадные, знакомство с микрочипами.
Практика:
а) Камеральная:
-
чтение и изображение криптограмм;
-
расчёт расстояний по карте с помощью линейки, курвиметра,
нитки,
линий сетки;
-
определение азимутов по карте;
-
определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов
с помощью горизонталей;
- разработка маршрута 2-3-х дневного
похода.
б) Полевая:
- движение по азимуту;
- ориентирование на местности по
рельефу;
- поиск контрольного пункта
- работа с микрочипами
- техника кроссового бега по сильно
пересеченной местности
в) конкурс по топографической съемке
местности
г) соревнования
по спортивному ориентированию группа
МЖ 13-14.
Техника пешеходного туризма.
Узлы. Способы и правила страховки и самостраховки.
Изучение условий соревнований дистанции II класса. Правило выполнения отдельных элементов полосы
препятствий.
Практика:
а) Камеральная:
-
вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический,
шкотовый; булинь, 2-ой булинь;
встречный; простой проводник,
«двойной проводник», «восьмёрка»;
«прусcик», карабинный;
удавка, стремя;
-
надевание страховочной системы на время.
б) Полевая:
- подъём и спуск со схватывающим узлом;
-
наведение и сдёргивание перил;
- наклонные перила;
- преодоление туристической полосы
препятствий с
самонаведением
и снятием перил на скорость и качество;
- соревнование
по технике пешеходного туризма II класс
дистанции.
Материально-техническая
база похода
Функции
снаряженца.
Выбор
оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных
типов и районов. Модернизация снаряжения,
самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в городе и на маршруте.
Отчётность при покупке снаряжения.
Функции зампотеха. Ремнабор.
Функции
завхоза.
Составление раскладки продуктов с
учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия).
Сохранность продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска
продуктов. Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава
участников. Проблема координации веса. Отчётность при покупке продуктов.
Функции
коменданта на транспорте.
Обеспечение
безопасности переездов. Алгоритм заказа и покупки билетов. Организация и проведение походов. Алгоритм
подготовки похода.
Функции командира.
Обеспечение координации
деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.
Практика:
-
разработка 3-дневного похода по Краснодарскому краю: г. Горячий
Ключ - Лысая – Каверзинские
водопады – гора Хребтовая –
Фаногорийская пещера - Аюкские
водопады – ст. Фаногорийская.
-
отработка организации походного быта,
алгоритмов «Утро»,
«Вечер»;
- разработка похода 3 степени сложности:
п.Пшада – гора Тхаб –
Церковный хребет
гора - Папай - гора Цыганкова - п. Пшада
Специальная
подготовка участников.
Функции штурмана.
Характеристика местности по карте. Определение
крутизны склона по карте и на местности. Определение расстояний на глаз,
шагами, засечкой, «треугольниками». Составление технического описания маршрута.
Функции картографа. Маршрутная топосъёмка. Корректировка карты.
Функции фотографа. Фотографирование в походе.
Функции
медика.
Возможные виды травм и способы оказания
первой доврачебной помощи. Аптечка. Применение и дозировка медицинских
препаратов. Транспортировка пострадавшего при любой травме.
Функции
коменданта лагеря.
Гигиена и психология группы. Утилизация
отходов в походе. Экология и медицинская география.
Практика:
- оказание первой доврачебной помощи при
условной травме;
- транспортировка условно пострадавшего;
- соревнования по оказанию первой
доврачебной помощи.
-
ориентирование по топографическим и спортивным картам;
-
корректировка карты и составление технического описания
маршрута;
- маршрутная топосъёмка;
Кубановедение:
Выполнение
краеведческих исследований во время похода, описание объектов природы во время
походов и экскурсий.
Практика:
Экскурсия к источнику Святой Параскевы Пятницы
(ст.Стародеревянковская);
Зачётный: участие в краевых соревнованиях «Лето 2007»
в Абинском районе (гр. МЖ 13) с 25.07 по
ТРЕТИЙ ГОД
ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Инструктаж по технике безопасности. Итоги
летнего похода. Выполнение отчёта о летнем походе.
Определение перспектив Работы ПТЛ.
Ориентирование на местности.
Легенда. Маркированная дистанция.
Криптограммы. Микрочипы.
Практика:
а) Камеральная:
- чтение спортивных карт;
- составление технического описания
маршрута;
- работа с криптограммами и легендой
карт.
б) Полевая:
командное и индивидуальное
прохождение контрольно-туристского маршрута: ориентирование по легенде, в
заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по маркированной
дистанции, по азимуту, по выбору;
-
корректировка карты, привязка к местности;
- маршрутная топосъёмка;
- соревнования
по спортивному ориентированию группа
МЖ 15-16.
Техника пешеходного туризма.
Изучение
условий соревнований дистанции 111 класса.
Практика:
а) Камеральная:
- зачет по вязке и назначению узлов;
- надевание страховочной системы на
время;
б) Полевая:
- обработка элементов туристической
полосы препятствий на
качество и время (навесная
переправа, «П»-образные перила,
наклонные перила, траверс
склона с альпенштоком; переправа
водных преград по бревну с
перилами, с шестом,
вброд, по кладям).
- транспортировка условно пострадавшего
через технические этапы.
-
соревнования по технике
пешеходного туризма III класс
дистанции.
Материально-техническая база похода
Функции снаряженца.
Выбор оптимального
группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и
районов. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в
городе и на маршруте. Отчётность при покупке снаряжения.
Функции зампотеха. Ремнабор.
Функции завхоза.
Составление раскладки продуктов с учётом
специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия). Сохранность
продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска продуктов.
Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава
участников. Проблема координации веса. Отчётность при покупке продуктов.
Функции
коменданта на транспорте.
Обеспечение безопасности переездов. Алгоритм
заказа и покупки
билетов. Организация и
проведение походов. Алгоритм подготовки похода.
Функции командира.
Обеспечение координации
деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода. Владение всеми
функциональными обязанностями.
Практика:
- разработка 5-дневного похода по
Краснодарскому краю: Хребет
Азиш – Тау -
водопады Руфабго – Большая и Малая
Азишские
пещеры – Гора
Физиабго - Святой источник Целителя
Пантилеймона – Свято –
Михайловский мужской монастырь.
- отработка организации походного быта,
алгоритмов «Утро»,
«Вечер»;
- разработка похода 3 степени
сложности: плато Лаго-Наки – оз.
Псенодах –гора Фишт - Оштеновский перевал – г. Оштен – п.
Солохаул – п. Дагомыс.
Специальная подготовка.
Освоение
всеми участниками смежных
функциональных
обязанностей, не менее 3-х,
по программе второго года обучения.
Функции
штурмана.
Характеристика местности
по карте. Определение крутизны
склона по карте и на
местности. Определение расстояний на глаз, шагами, засечкой, «треугольниками».
Составление технического описания маршрута.
Функции
картографа.
Маршрутная топосъёмка. Корректировка карты. Привязка к
местности.
Функции фотографа.
Фотографирование в походе. Составление
фотоотчета.
Практика:
- ориентирование по топографическим и
спортивным картам;
- корректировка карты и составление
технического описания
маршрута;
- маршрутная топосъёмка;
Функции
медика.
Возможные виды травм и способы оказания
первой доврачебной помощи. Аптечка.
Применение и дозировка
медицинских препаратов. Транспортировка пострадавшего при любой травме.
Функции
коменданта лагеря.
Гигиена и психология группы. Утилизация
отходов в походе. Экология
и медицинская география.
Практика:
- оказание первой доврачебной помощи
при любых травмах;
- транспортировка условно
пострадавшего;
- соревнования по оказанию первой
доврачебной помощи.
- полное освоение алгоритма подготовки
и проведения походов.
- внесение дополнений в «Рекомендации
участникам туристических
походов»
Кубановедение:
Выполнение краеведческих исследований во
время похода.
Описание объектов природы во время походов и
экскурсий.
Организация и проведение походов.
Практика:
Полное освоение алгоритма подготовки и
проведения походов.
Внесение дополнений в
«Рекомендации участникам туристических походов»
Разработка похода III степени сложности с выполнением нормативов I юношеского разряда по маршруту: п. Терзиян – г. Лысая
– аул Б. Псеушхо – г. Б. Псеушхо – долина р. Пшенахо – ст. Кривеньковская.
Экскурсия к Святому
источнику Феодосия Кавказского ( п.Горный) и к комплексу «Святая ручка» ( п.
Неберджаевский Крымского района).
Поход по Краснодарскому краю: Хребет Азиш –
Тау - водопады Руфабго – Большая и Малая
Азишские пещеры – Гора Физиабго – Святой
источник Целителя Пантилеймона – Свято –
Михайловский мужской монастырь.
Зачетный: участие в краевых соревнованиях «Лето – 2007» в Абинском районе с 25.06.07 по 30.06.07г. или в разработанном
походе 111 степени сложности с выполнением нормативов I юношеского разряда: плато Лаго-Наки – оз. Псенодах
– Фишт
- Оштеновский пер. – г. Оштен
– п. Солохаул – п. Дагомыс.